Дата: 09 февраля 2017
Тематика:
Советы
Автомобиль:
Datsun mi-DO
Аксессуары и сервис:
Антиблокировочная система тормозов, электронный контроль устойчивости, бортовой компьютер, навигационная система, преднатяжитель ремней безопасности, электроусилитель рулевого управления

Хотите максимально уверенно чувствовать себя за рулем? Добро пожаловать на урок экстремального вождения от шеф-инструктора и руководителя академии водительского мастерства Stability Control Виталия Кабышева!

— Виталий, расскажите, пожалуйста, что подразумевает курс экстремального вождения?

— «Экстремальное вождение» — яркий, но не совсем верный термин. Правильнее было бы сказать, что это курс контраварийного вождения. Вопросы, которые рассматривает такая экстремальная подготовка, по факту одни и те же. Всё подразумевает работу с экстремумом — то есть с предельными возможностями автомобиля, водителя, дорожного покрытия и шин. Задача контраварийной подготовки — ощутить предельные возможности автомобиля, наработать соответствующие навыки, уменьшить скорость реакции на аварийную ситуацию. Это целый путь от простого к сложному, учиться можно до бесконечности. Если попадется драйвовый инструктор, то тут уже прямая дорога в автоспорт.

— Для кого будет полезен такой курс?

— На мой взгляд, для всех, кто заботится о безопасности, своей и окружающих, кто хочет быть подготовлен к любой дорожной ситуации. Неподготовленный водитель — заложник своего неумения. Интернет пестрит различного рода видеоматериалами об авариях и ситуациях, которых можно было бы избежать, если бы водитель обладал нужными навыками. В экстремальной ситуации наше тело действует с помощью врождённых или выработанных рефлексов. Многих может парализовать резкий испуг или страх. В ситуации сноса или заноса кто-то, пытаясь стабилизировать машину, начинает безумно крутить руль, а кто-то пытается спастись резким торможением. Даже если у вас довольно долгий стаж вождения, всё равно иногда могут возникать вещи, которых вы никак не ожидаете. Это, к сожалению, проверенный факт.

— Расскажите, какие бывают курсы? Различаются ли упражнения, которые на них отрабатывают?

— Формально можно выделить курсы для новичков, где рассматриваются достаточно простые элементы, и курсы спортивной подготовки, где упражнения остаются практически такими же, но меняется скорость.

  • К примеру, на занятиях отрабатывается торможение, его особенности на автомобиле с ABS и без. Ведь в стрессовой ситуации нередко срабатывает паническое торможение, от которого могут заблокироваться колёса, начав попросту проскальзывать и нести автомобиль по вектору скорости. Тогда многое будет зависеть от дороги. Например, без прерывистого торможения не обойтись на рыхлом покрытии.
  • Также стоит потренировать экстренный объезд препятствия. Это ситуация, когда объект находится очень близко, на полряда или на ряд. Дело в том, что реакция автомобиля сильно отличается при смещении на метр и четыре метра в сторону.
  • Разумеется, важна работа с поперечной динамикой автомобиля — заносы и сносы.

Теперь немного о скорости. Во время подготовки новичков в тёплое время года скорость ограничивается максимальной — 80 км/ч на сухом или мокром асфальте. Зимой это будет около 40 км/ч.

Наша глобальная задача — взять максимальную эффективность от автомобиля при возникновении экстренной ситуации. Когда инструктор понимает, что вы освоили в должном объёме те рефлексы, которые должны были быть освоены, он ведёт вас дальше. Дальнейшие курсы предполагают увеличение скорости и остаются примерно такими же по содержанию. Поняв свои возможности и усовершенствовав умения, вы начинаете адекватнее относиться к ситуации и оценивать риски. Между прочим, для профессиональных автоспортсменов скоростные «покатушки» на обычной дороге — моветон.

— В каких ситуациях на дороге пригодится изученный и отработанный материал?

— Ситуаций бесконечное множество. Контраварийная подготовка нужна именно для того, чтобы отреагировать на внезапную и неожиданную ситуацию в пределах времени и возможностей автомобиля. Поскольку мы чаще всего едем вперёд, и опасность, как правило, надвигается спереди, мы можем постараться её распознать и избежать. Путь объезда всегда короче, чем тормозной путь. Но даже если вы уверены, что всё хорошо, важно знать следующее: экстренный объезд препятствия всегда сопряжён с заносом. Если вы понимаете, что нет возможности объехать, надо тормозить.

  • Снос, или другими словами боковое скольжение передних колёс, может случиться на автомобилях с любым типом привода. Главное правило здесь — не докручивать руль. Отпускаем газ, уменьшаем угол поворота руля, изо всех сил стараемся снова стабилизировать автомобиль и вернуть сцепление с дорогой.
  • Заносом называют боковое скольжение задних колёс, когда автомобиль вращается вокруг передних. Причин, по которым вы могли попасть в занос, может быть довольно много. В такой ситуации нужно помнить, что колеса всегда должны смотреть по направлению движения. Как только автомобиль начал выравниваться, угол поворота руля можно уменьшить.
  • Самое опасное и сложно поддающееся контролю — боковое скольжение обеими осями. Здесь можно спастись только за счёт наработанных практикой навыков, рефлексов и очень большого везения.

Помните, как говорил Брюс Ли: «Лучший бой — тот, который не состоялся»?

Шеф-инструктор: Виталий Кабышев
Автор: Дарья Брызгалова
Фотограф: Владислав Помелов

Поделиться